ПЕРВЫЙ ЦАРЬ ИЗРАИЛЯ
«Но народ не согласился послушаться голоса Самуила и сказал: нет, пусть царь будет над нами, и мы будем как прочие народы: будет судить нас царь наш, и ходить пред нами, и вести войны наши» (1 Цар. 8:19,20).
Бог знал, что Израиль в конце концов возжелает царя, но Он не был согласен изменить принципы, на которых основывалось государственное управление в Израиле со времен исхода из Египта.
Одна из проблем Израиля состояла в том, что, привлеченные великолепием и блеском языческих царей, они тяготились собственной простотой и необходимостью подчиняться невидимому Правителю. Положение осложнялось еще и тем, что сыновья Самуила не пошли по стопам своего отца — их предосудительное поведение и неправедный суд дали народу повод настаивать на перемене правления. Самуил не ведал о злоупотреблениях своих сыновей, иначе он немедленно устранил бы их от занимаемых должностей.
Господь сказал Самуилу: «Послушай голоса народа во всем, что они говорят тебе; ибо не тебя они отвергли, но отвергли Меня, чтоб Я не царствовал над ними» (1 Цар. 8:7). Более всего Израиль процветал в те дни, когда признавал Бога как своего Царя, когда превозносил Божьи законы над законами окружающих народов.
Личные качества Саула, будущего царя, польстили гордыне человеческого сердца, побудившей народ просить себе царя. И начало его царствования было вполне успешным — он побеждал в битвах и воздавал должное Богу. Но впереди его ожидало печальное будущее.
КЛЮЧЕВАЯ МЫСЛЬ: «Непорочная и бескорыстная жизнь Самуила была постоянным упреком корыстолюбивым священникам и старейшинам и надменному и прихотливому израильскому обществу. Хотя он не окружал себя пышностью и блеском, его труды были отмечены печатью Неба. Он был прославлен Искупителем мира, под Чьим руководством управлял еврейским народом. Но люди устали от его набожности и верности; они пренебрегли его смиренным правлением и променяли на человека, который должен был править ими как царь» (Патриархи и пророки, с. 607).
УРОК НА СЕГОДНЯ: Современные церковные руководители должны поддерживать тесные отношения с Богом и обладать смиренным, восприимчивым к учению духом.