ПРОТЕСТ КНЯЗЕЙ
«Буду говорить об откровениях Твоих пред царями и не постыжусь» (Пс. 118:46).
Сейм в Шпейере, состоявшийся в 1526 году, предоставил каждой из немецких земель свободу в религиозных вопросах до созыва Вселенского собора. Но уже в 1529 году император Карл Пятый созвал второй сейм в Шпейере с тем, чтобы подавить эту «ересь» религиозной свободы.
Император обратился к сейму, требуя отменить постановление о свободе вероисповедания, ссылаясь на то, что оно послужило поводом к многочисленным беспорядкам на политической и религиозной почве, ответственность за которые папские власти возлагали на реформаторов. Лютер, согласно Вормсскому эдикту, по-прежнему был в опале и не мог присутствовать в Шпейере, но саксонский герцог Иоганн проявил большое мужество и отстаивал интересы истинной веры. В конечном итоге сейм пришел к компромиссному решению: те немецкие земли, которые уже объявили о поддержке Реформации, могли поддерживать ее и дальше, однако распространение Реформации на остальные земли не допускалось.
Князья, проникшиеся духом Реформации, выступили против этой попытки подавить свободу совести, после чего Карл Пятый созвал еще один сейм в 1530 году в Аугсбурге, чтобы наконец заставить замолчать протестантов. Лютер, Меланхтон и их помощники подготовили символ веры, под которым поставили свои имена бесстрашные князья. День, когда это исповедание веры было представлено людям, называют величайшим днем Реформации и одним из самых славных дней в истории христианства. В этом исповедании была четко прописана свобода совести.
Своим словом и примером Лютер показал, что сила Реформации заключалась в тайной молитве, в ответ на которую Бог давал и мужество, и благодать для защиты истины.
КЛЮЧЕВАЯ МЫСЛЬ: «„Все, сказанное лютеранами, есть истина, мы не можем ее отрицать", — заявил папский епископ. „Способны ли вы обоснованно опровергнуть княжеское исповедание?" — спросил другой у доктора Эккена. „Писаниями апостолов и пророков — нет, — раздался ответ, — но на основе учения отцов церкви и постановлений соборов — да!" „Понятно, — заметил человек, задавший этот вопрос. — По вашим словам выходит, что лютеране основываются на Писании, а мы — нет"» (Великая борьба, с. 208).
УРОК НА СЕГОДНЯ: Несмотря на мощное человеческое и сатанинское противодействие, истина Божья торжествовала во все времена и восторжествует в конце дней.